Особенности производства балок сборно-монолитного перекрытия МАРКО
Хорошо известно, что для обеспечения прочности бетонного сооружения его конструкцию необходимо армировать. Армированный бетон называется железобетоном, и его конструкционная прочность намного выше прочности неармированного бетона. За счёт чего это происходит?
Фото
Бетон представляет собой искусственный камень, имеющий высокую прочность на сжатие и низкую прочность на растяжение и изгиб (рис. 1).
Бетон в фундаментах, стенах зданий, опорах под действием нагрузок сжимается. Бетонные балки, плиты перекрытия, ригели под действие нагрузок изгибаются (рис. 2).
При изгибе в конструкции возникают зоны сжатия (вверху) и растяжения (внизу). Ясно, что в растянутой зоне бетон разрушится быстрее, чем в сжатой.
Фото
Если не принять меры по упрочнению зоны растяжения, обеспечить работоспособность бетона здесь невозможно. В 1854 году патент на способ устройства плиты перекрытия, усиленной стальными прутьями или тросами получил англичанин Уильям Уилкинсон.
Именно стальные прутья, позже названные арматурой, при условии хорошего их сцепления с бетоном нейтрализуют разрушительное действие растяжения на бетон. Обусловлено это тем, что прочность арматуры при растяжении в сотни раз выше прочности бетона.
В зоне сжатия арматура препятствует хрупкому растрескиванию бетона и принимает на себя часть сжимающих усилий. Арматура бетону необходима. Это мы поняли. А нужен ли бетон арматуре? Безусловно, да.
Бетон создает вокруг стальной арматуры защитный слой, который предохраняет ее от коррозии. В соответствии с нормами проектирования минимальная толщина защитного слоя определяется несколькими факторами: диаметром арматуры, необходимостью обеспечения надежного сцепления арматуры с бетоном, необходимостью защиты арматуры от действия огня при пожаре. Толщина защитного слоя на практике меняется от одного до двух диаметров защищаемой арматуры.
Не следует забывать о том, что возможность создания железобетона как конструкционного материала во многом обусловлена близкими по значению температурными коэффициентами объёмного расширения бетона и стали. Это условие как нельзя лучше способствует хорошему сцеплению арматуры с бетоном.
Этот краткий экскурс в базовые понятия о железобетоне предваряет наш основной материал, вынесенный в заголовок данной статьи.
Технология производства балок сборно-монолитных перекрытий МАРКО
Одним из двух основных элементов сборно-монолитного перекрытия (СМП) являются железобетонные балки с пространственным треугольным арматурным каркасом в виде лёгкой стальной фермы. Балки изготавливаются на заводе и поставляются на строительную площадку в готовом виде. Длина и конструктивные особенности балок определяется проектом, который чаще всего разрабатывает архитектурно-строительная мастерская нашей компании. Конструктивные особенности балки – это, прежде всего, номер арматурного каркаса и диаметр дополнительной арматуры.
Фото
Фото
Сечение бетонного бруска балки имеет размеры 120x40 мм. Нижний пояс арматурного каркаса (две нижних арматуры) забетонирован в брусок на заводе.
Здесь же располагается и дополнительная продольная арматура.
Фото
Фото
Считаю важным подчеркнуть два организационно-технологических мероприятия:
- Арматура балок на торце бетонного бруска сознательно оголена. Это облегчает и сотрудникам отдела технического контроля и заказчику (покупателю) контроль качества продукции.
- Каждая балка отгружается с завода с ярлыком, на котором указаны основные параметры балки (номер заказа, длина и вес балки).
Фото
Фото
Фото
Фото
Фото
Для изготовления балок на заводе используются специальные обогреваемые вибростолы, на которых установлены лотки (формы) для формования бетонных элементов балок. Вибростолы разработаны конструкторским бюро нашей компании. Лоток для формования балки имеет специальную форму, облегчающую извлечение балки из лотка после схватывания бетона.
Последовательность технологических операций при изготовлении балок перекрытий такова:
- арматурные каркасы нарезаются в соответствии с заданной проектом длиной;
- лотки вибростола тщательно очищаются от остатков бетона и грязи;
- на очищенные поверхности наносится разделительная смазка «Эмульсол»;
- в лотки устанавливаются треугольные арматурные каркасы и дополнительная продольная арматура, если она предусмотрена проектом, каркасы и арматура фиксируются специальными приспособлениями;
- на стол подается бетонная смесь класса по прочности не ниже В 20;
- после виброуплотнения верхняя плоскость бетонного бруска обрабатывается капроновыми щётками или брезентовой лентой для придания ее шероховатости, шероховатость необходима для обеспечения сцепления бетона балок со свежеуложенным бетоном ребра перекрытия;
- включается система обогрева, которая в автоматическом режиме поддерживает необходимый для процесса твердения бетона температурный режим;
- балки укрываются полиэтиленовой плёнкой для предохранения от пересыхания;
- по истечении ~12 часов готовые балки извлекаются из лотков.
Фото
Фото
Техническая документация на производство балок согласована с авторитетными проектными и строительными организациями: Конструкторско-технологическое бюро бетона и железобетона (КТБ ЖБ) и ЗАО «Жилстрой».
В производстве балок применяются только сертифицированные сырьё и материалы с заключениями санитарно-эпидемиологических служб, подтверждающими качество и гигиеническую безопасность продукции.
Фото
Фото
Балки изготавливаются из тяжёлого бетона по прочности на сжатие класса В20 и по морозостойкости марки F50 по ГОСТ 26633.
Отпускная прочность бетона балок в процентах от класса по прочности не ниже 70%.
При изготовлении тяжёлого бетона используются:
- цемент марки М500;
- щебень;
- песок речной;
- вода.
Примеры условных обозначений:
БСМП-150-1/ТУ-5822-001-18003849-2008 (Балка сборно-монолитного перекрытия, индекс балки 150-1 в соответствии с черт. БСМП-150-00/200-00, изготовлена по ТУ-5822-001-18003849-2008);
БСМП-200-4/ТУ-5822-001-18003849-2008 (Балка сборно-монолитного перекрытия, индекс балки 200-4 в соответствии с черт. БСМП-150-00/200-00, изготовлена по ТУ-5822-001-18003849-2008)
Фото
Фото
Органы технического контроля на предприятии осуществляют приёмку готовых балок по показателям качества бетона (проектному классу бетона по прочности на сжатие, отпускной прочности бетона), точности геометрических параметров, толщине защитного слоя бетона, характеристикам бетонной поверхности. По результатам приёмки составляют документ о качестве поставляемой продукции.
Фото
При транспортировке и хранении балки устанавливаются на деревянные бруски, уложенные поперёк балок. Предприятие-изготовитель гарантирует соответствие балок требованиям технической документации в течение 25 лет (до момента использования).
В составе сборно-монолитного перекрытия МАРКО балки совместно с блоками обеспечивают формирование бетонного ядра, представляющего собой ребристую плиту перекрытия.
НЕКОТОРЫЕ ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
- Низкий вес балок позволяет с успехом использовать сборно-монолитные перекрытия МАРКО для замены деревянных и ослабленных перекрытий.
- Меняя длину балок, архитектор может легко сформировать перекрытие с криволинейным контуром.
- Используемая нашей компанией схема транспортировки позволяет доставлять на объект одной машиной до 250 кв. метров перекрытий.
- Балки можно монтировать без крана.
- Конструкция сборно-монолитного перекрытия МАРКО позволяет любому застройщику самостоятельно сформировать в построечных условиях железобетонное перекрытие с высокой несущей способностью.
- Балки после монтажа и бетонирования дополнительно связывают стены дома между собой, и создают диафрагму жесткости, которая значительно повышает общую прочность зданий.
- Балки при монтаже можно незначительно изогнуть, и сформировать так называемый строительный подъем. Это позволяет снизить прогиб (провисание) перекрытий под действием эксплуатационных нагрузок.
- На основе балок можно формировать мощные ригели для пролетов до 6 метров.
- Остатки балок можно с успехом использовать для оконных и дверных перемычек.
В 2012 году наша компания начала использовать в качестве дополнительной продольной арматуры композитную арматуру (её называют ещё базальтопластиковая, стеклопластиковая или полимерная арматура), которую специалисты справедливо называют продуктом новых технологий.
Фото
Фото
Если бетон, армированный стальными стержнями, называется железобетоном, то для нового, выражаясь на языке биологов – симбиоза, названия ещё не придумано. Это те же бетонные конструкции, но без «железа» в названии исчезла соль, если хотите, изюминка, характерная для материала, появление которого сильно изменило строительный мир. Для упрощения изложения назовем новый материал композитобетоном.
Чем же примечательна композитная арматура? Это может показаться невероятным, но в сравнении с хорошо известной нам стальной арматурой у неё практически нет недостатков. А вот достоинств много:
- малый удельный вес в 4 раза меньший, чем у стальной арматуры;
- высокая коррозионная стойкость;
- низкая теплопроводность;
- высокие диэлектрические показатели;
- высокий предел прочности на разрыв (σв = 1250-1850 н/мм2);
- температурный коэффициент линейного расширения близок по значению к аналогичному показателю бетона;
На практике эти достоинства дают реальные позитивные результаты:
- упрощаются проблемы доставки арматуры на строительную площадку – её можно погрузить даже на багажник легкового автомобиля;
- на бетонные конструкции уже не так губительно действует агрессивная среда (стальная арматура интенсивно коррозирует в случае обнажения её поверхности);
- уменьшается число мостиков холода, всё время норовящего проникнуть в помещение по железной арматуре;
- повышаются теплозащитные характеристики бетона;
- cнижаются требования к условиям хранения арматуры, т.к. композит не боится ни дождя, ни солнца;
- технические характеристики композитной арматуры диаметром 6 мм равноценны характеристикам стальной арматуры диаметром 10 мм;
- финансовая экономия от замены металлической арматуры на равнопрочную композитную арматуру составляет от 10 до 30%.
В настоящее время специалисты компании работают над внедрением композитной арматуры в практикустроительства домов из блоков несъемной опалубки МАРКО.
Главный инженер группы строительных компаний КОЛУМБ
Валерий Парахин
Чаще всего с этой страницы посетители сайта переходят на следующие страницы:
Технология монолитного строительства МАРКО | Комплексное проектирование | Выбор проекта | Фундаменты |Фундаменты буронабивные | Газобетон ИТОНГ | Технология ВЕЛОКС | Технология ДЮРИСОЛ | Технология СИМПРОЛИТ | Газобетон | Строительство дома ошибки, просчеты, рекомендации | Крыши | Мансарды | сборно-монолитные плиты перекрытия |
|